Правда, Востока Узбекистана
Негасимый свет любви
№247/2015
24 декабря 2015
Истинно народная поэтесса Зульфия запела со сцены Государственного академического Большого театра имени Алишера Навои. В исполнении ее и других героев оперы "Садокат" ("Верность") прозвучал гимн великой силе любви, побеждающей время.
Артисты ведущего отечественного коллектива посвятили эмоциональную премьеру памяти этой прославленной женщины поразительной судьбы, чей 100-летний юбилей отмечала в уходящем году вся страна. Такой подарок публике - первая новинка в репертуаре ГАБТа после возвращения в родное здание. С того дня прошло лишь чуть больше месяца, но сама постановка готовилась около года. А история ее началась и вовсе три десятилетия назад (!) - именно тогда эту свою первую оперу создал Рустам Абдуллаев, ныне заслуженный деятель искусств, председатель Союза композиторов Узбекистана. А теперь почти полностью переписал ее, поэтому нынешняя версия смело может считаться совершенно новым произведением.
- Он один из самых видных наших композиторов, наделенный даром мелодического языка, его работы богаты на оригинальные контрасты и перепады, и "Садокат" не исключение. Драматургия оперы выстроена четко, ясно и интересно, - говорит режиссер-постановщик спектакля народный артист, лауреат Государственной премии Фирудин Сафаров. - Радует и само обращение автора к судьбам Зульфии и Хамида Алимджана, которое объясняется его увлеченностью их поэзией. В любой стране оперные композиторы во все века чаще брались за сюжеты о далеких эпохах, хотя мы и просим их писать о современниках, но подобные примеры - редкость. Потому очень благодарны Рустаму Абдуллаевичу за то, что он взялся за такой труд и довел его до конца. В "Садокат" ему удалось раскрыть удивительные взаимоотношения двух замечательных мастеров слова. Ее центральные темы - любви, преданности и стойкости перед лицом невзгод - будут вечно волновать людей.
Режиссер долго работал с композитором над музыкальностью постановки, а также отредактировал либретто народного поэта Амана Матчана. Свою лепту внес дирижер и музыкальный руководитель спектакля заслуженный деятель искусств Фазлиддин Якубджанов. "Одно дело создать произведение, но совсем другое - представить его со сцены и добиться правильного звучания всех составляющих, - рассказал Р. Абдуллаев. - Театр - это действие, движение, и Фирудин Саттарович помог наполнить оперу жизнью, найти для этого оригинальные формы. Очень рад, что она увидела свет".
Схожие чувства испытали и многочисленные зрители в вечер премьеры. С первых минут, когда на сцене выросли воздушные декорации Зубайдулло Батырова - стеллажи книг в обрамлении исписанных поэтическими строчками листов, легко было проникнуться лирическим настроением. Этому способствовала и красивая музыка, в которой сразу стали очевидны национальные мотивы, и само повествование. Вот наполненное ароматом весны народное гуляние по случаю Навруза, где и случилась первая встреча главных героев, чистоту, трепетность и глубину чьих чувств убедительно сыграли Малика Норматова и Рустам Алимарданов. Здесь выделяется и задорный бахши в исполнении Нурмахмада Мухамедова. А вот чета уже вместе принимает дома гостей, среди которых Айбек (Джабраил Идрисов) и Гафур Гулям (Рахим Мирзакамалов), но веселую мушоиру прерывает весть о начале войны. Следующая картина - самая трогательная и мощная - посвящена одновременно трагедии сражающегося мира, утрате поэтессой второй половины и тому, как она набирается мужества жить дальше. Финал - юбилей всеобщей любимицы, и годы спустя остававшейся верной памяти супруга.
Творческой удачей назвали амбициозную постановку специалисты, и с ними нельзя не согласиться. Появление новой национальной оперы - всегда событие. Тем более когда на сцене оживают реальные фрагменты биографии таких именитых соотечественников, которых многие еще помнят в расцвете сил. Разумеется, не стоило искать в артистах точного портретного сходства с поэтами - в оперном театре это не особо значимо. Важнее, что им удалось отобразить тонкую натуру и красоту внутреннего мира персонажей. Их искренние переживания оказались понятны всем независимо от уровня владения языком благодаря как содержательности действия, так и яркой визуальной составляющей. Запоминающимися вышли и сольные партии, и впечатляющие хоровые, и хореографические номера. Спектакль в целом получился волнительным, красочным и динамичным, а главное, светлым и жизнеутверждающим, как и творения его героев.
- Очень хорошо была знакома с Зульфией, люблю ее произведения, - поделилась мнением народная артистка дирижер Дильбар Абдурахманова. - Рада, что в честь нее появилась такая постановка-символ - символ высоких идей и всего прекрасного, что исходит от женщины. Главная героиня - обобщенный образ человека, преданного своему сердцу и отличающегося огромной душевной стойкостью. Нет бытовизма, отсылок к конкретным годам и в сценическом оформлении. Потому опера "Садокат" звучит вполне актуально. Почти все ее персонажи и артисты - молодые, и я уверена: такой спектакль нужен нынешним юношам и девушкам. Каждая страница жизнеописания Зульфии и Хамида Алимджана может служить хорошим примером для них, да и для любого из нас. Здесь есть что смотреть, слушать и почерпнуть.
Рамиль Исламов.
|