САДОКАТ» - это значит «ВЕРНОСТЬ»
Опубликовано: 30-01-2016, 15:03
Один из ведущих композиторов нашей республики, заслуженный деятель искусств Узбекистана Рустам Абдуллаев хорошо известен как автор произведений в самых различных жанрах. Каждая его новая работа всегда ожидается с неподдельным интересом, который, как правило, вызывает настоящий и ищущий художник.
Вот и на сей раз, композитор представил на суд публики свою новую оперу «Садокат» (в переводе на русский язык - «Верность»), посвященную 100-летию со дня рождения поэтессы Зульфии. Ее премьера состоялась в конце ушедшего года на сцене Большого театра имени Навои. Эта постановка национальной оперы на современную тему явилась масштабным событием в культурной жизни нашего города. Замечательная музыка, яркий спектакль, прекрасное пение, молодость и красота, царившее в тот вечер на сцене, нашли живой отклик в сердцах слушателей. Поэтому не случайно, а закономерно прошли под бурные аплодисменты публики как второй, так и третий премьерные показы «Садокат».
В центре этого оперного опуса история большой любви и преданности двух великих поэтов, ставших уже классиками узбекской литературы – Зульфии и Хамида Алимджана. Здесь нет конфликтов, интриг и противоборств. Лейтмотивом оперы стало безграничное светлое чувство и преданность друг к другу ее главных героев, глубоко запавших в душу не только автора, но и режиссёра-постановщика народного артиста Узбекистана и Азербайджана Ф.Сафарова. Либретто оперы написано поэтом А.Матчаном. Однако оно требовало определенной корректуры, поэтому неравнодушный Сафаров энергично внедрился в творческий процесс «Садокат», проделав, несомненно, большую и кропотливую работу над ее текстом, таким образом, тонко передав дух трагической судьбы главных героев.
Напомню, что этот опус был написан Р.Абдуллаевым в далеком 1981 году. Это была его первая проба пера в оперном жанре. С тех прошло свыше тридцати лет. И за этот солидный срок композитор многое изменил в своем детище, создав, по сути, новый оперный спектакль, музыка которого чутко выражает душевные состояния персонажей, однако, никогда не впадая в излишний психологизм; несмотря на трагическую судьбу главных героев, она остается светлой и позитивной.
С первых же тактов музыка Абдуллаева приковывает к себе внимание, а затем слушатель ловит себя на мысли о том, что она захватывает его все больше и больше. И вскоре становится ясным – композитор одержал очередную творческую победу, победу принципиальную и нелегкую. В каждой странице своей партитуры Абдуллаев остается, прежде всего, современным художником, фантазия и мастерство которого подчинены одной цели – максимально глубокому раскрытию повествования любви Зульфии и Хамида Алимджана.
Можно было бы сказать и об интересных находках – открытиях композитора, которыми наполнена партитура новой оперы. Но сейчас хочется сделать акцент не на этом, а на том, что в результате большого творческого труда родился яркий и очень органичный спектакль. Так, острое ощущение атмосферы действия, великолепные музыкальные характеристики героев драмы, огромный эмоциональный накал музыки Абдуллаева явились благодатной основой в работе постановщиков. В первую очередь это режиссер Фирудин Саттарович Сафаров – мастер оперного искусства.
Если мысленно окинуть взглядом все сделанное Сафаровым, то станет ясно, какой титанический и подлинно подвижнический труд вложил этот художник в создание узбекского оперного театра. Именно ему (в тандеме с дирижером народной артисткой СССР (Узбекистана) Д.Абдурахмановой) принадлежат самые большие удачи ташкентского ГАБТа. Достаточно назвать такие его достижения, как «Петр Первый», «Огненный ангел», «Фауст», «Отелло», «Самсон и Далила», «Пиковая дама», «Буран» и многие другие. Глубочайшее проникновение в музыку – вот ключ, которым Сафаров открывает любой «замок» той или иной партитуры. Он везде и во всем исходит из музыки, и, кажется, что иначе поставить спектакль было невозможно, а главное – не нужно.
Однако вернусь к недавней премьере. Значительное место в «Садокат» занимают жанровые сцены, изображение народных обычаев, любовно воспроизведенных автором оперы. И в этом проявилась ее национальная характерность. Обаятельный мелодизм оперы наполнен дыханием узбекской народной музыки. Он проявляется как в цитировании подлинных народных мелодий, так и в глубоком проникновении в их национальный дух. Внимательный слушатель найдет в ней не только прекрасные мелодии.
Он почувствует красоту, и оригинальность весеннего праздника Навруз, и аромат узбекского сада, куда прибегает, охваченная глубоким чувством к Хамиду, взволнованная Зульфия, и неожиданно возникшую мушоиру (состязание поэтов), радующей всех присутствующих в доме, соединивших свои судьбы, супругов, и суровому реквиему (4-я картина). С глубокими, драматичными характеристиками героев, с эмоциональным воплощением их чувств и переживаний сочетаются сочные, яркие картины народной жизни. Потому так ярко национальны и сцена праздника, и трагический монолог Зульфии, в котором слышны отголоски похоронных песен-плачей.
Спектакль радует высокой театральной и музыкальной культурой. Его постановщик Ф.Сафаров хорошо почувствовал эмоциональный строй оперы Р.Абдуллаева. Оттого так благородны и сдержанны образы главных героев, оттого при всей подвижности и красочности массовых сцен, богатых режиссерской выдумкой, в них постоянно ощущается графически четкая композиция.
Просты и поэтически одухотворены, как сама музыка оперы, так и декорации главного художника, заслуженного работника культуры Узбекистана З.Батырова. Хорошо продуманы и выполнены Л.Палвановой костюмы спектакля.
Коллектив театра, готовя постановку, проделал огромную и тщательную работу. Она заметна, прежде всего, в отчетливом исполнении вокальных партий, подчас прихотливых интонационно и ладово, гибко откликающихся на малейшие чувства героев. В этом отношении солисты театра, его главный дирижер, заслуженный деятель Узбекистана Ф.Якубджанов и концертмейстеры Н.Давлятова и Н.Алимова добились немалых успехов. Вокальный уровень всего спектакля заслуживает хорошей оценки. Отмечу здесь выразительное исполнение партии народного сказителя бахши (Н.Мухамедов) и четырех учениц Зульфии (лауреаты Международного конкурса Л.Абиева и А.Мухамедова, а также Ш.Ибрагимова и Г.Нурметова).
Вдохновенно и достаточно чисто в интонационном отношении работает хор (главный хормейстер народный артист Узбекистана С.Шадманов, хормейстер Н.Куприянова). С увлечением поет он в сцене праздника Навруз, мягко, с большой задушевностью звучит во второй картине и глубоко волнует драматизмом большой трагической сцены в 4-й картине.
Замечательно поставлены в опере хореографические номера народным артистом Узбекистана К.Муминовым: колоритный танец «Маскарабозов» и стремительный зажигательный финальный танцевальный номер.
Глубоко проникся красотой прозрачной, колоритной партитуры «Садокат» дирижер Ф.Якубджанов, уверенно ведущий спектакль. Оркестр под его управлением успешно справляется с трудностями оперной партитуры.
Р.Абдуллаев свободно владеет искусством музыкальной характеристики, и созданные им образы-портреты действующих лиц отличаются большой выразительностью. Автор этих строк побывала на двух премьерных спектаклях оперы с двумя составами исполнителей главных партий. На первом их исполнили лауреаты Международных конкурсов М.Норматова и Р.Алимарданов, которые нашли свои сценически отточенные рисунки Зульфии и Хамида. Созданный Норматовой образ органично слился с музыкой Абдуллаева. Ее Зульфия привлекла искренностью и сердечностью исполнения. Запоминающийся образ Хамида получился и у Р.Алимарданова, правдиво передавшего различные эмоциональные состояния своего героя.
Очень хороша Зульфия в исполнении лауреата Государственной премии Нихол и Международного конкурса Б.Исматуллаевой. Сценическое поведение молодой артистки продуманно. С самого первого появления на сцене она – спокойна, но вместе с тем сердечна и нежна. Уверенно владея своим прекрасным и звучным сопрано, она поет гибко и мягко, выразительно и точно. Выразителен и созданный ею сценический образ известной узбекской поэтессы, который запомнится слушателям надолго. Трогательно передает певица сложную гамму настроений своей героини – трепетное волнение на первой встрече с Хамидом на праздновании Навруза, мечты о счастье с возлюбленным в сцене в саду, оцепенение и отчаяние после сообщения о начале войны. А далее мучительное горе после известия о гибели любимого мужа, когда героиня Исматуллаевой выходит на сцену из зала под реквием, исполняемый хором.
Очень впечатляюще смотрится одинокая фигурка Зульфии на фоне двух контрастных цветов – красного и черного. Эта мощная, драматическая сцена трогает до слез, вызывая у зрителей чувство глубокого сопереживания молодой вдове, потерявшей горячо любимого мужа и оставшейся с двумя маленькими детьми на руках. А в финале у нее появляется радостная надежда на светлое будущее. Все это нашло исключительно точное выражение в вокальной партии главной героини.
Уверенно поет молодой артист лауреат Международного конкурса Д.Рахмонов партию Хамида Алимджана, верно раскрывая ее эмоционально-лирическое содержание. Созданный им образ молодого поэта, отличается душевным благородством, юношеской порывистостью. Рисунок его роли предельно прост и лаконичен, в нем нет ничего лишнего, рассчитанного на эффект. Но из внешнего спокойствия артиста, из медлительности его жестов, из скупости его мимики вырастает естественность и жизненная правдивость образа. Певец, обладая мягким по тембру тенором, проникновенно исполняет свою партию.
Лирические сцены Исматуллаевой и Рахмонова – одни из лучших в опере. Они оставляют сильное впечатление своей чистотой и искренностью. В них все возвышенно и поэтично: и музыка, и пение, и исполнение.
Выразительно играют и уверенно владеют вокальным мастерством солисты театра, лауреаты международных конкурсов Р.Мирзакамалов, создавший образ поэта и публициста Г.Гуляма и Д.Идрисов, выступивший в роли писателя Айбека. С первого появления на сцене они становятся немаловажным центром действия.
Опера «Садокат» - одно из наиболее романтичных и лирически взволнованных произведений Р.Абдуллаева. Правдивость и глубокая человечность, с какой артисты ташкентского театра раскрывают образы героев оперы, глубокое проникновение режиссера-постановщика в идейное содержание оперы свидетельствуют об очередном творческом успехе коллектива. Это серьезная и содержательная работа. Она смотрится с интересом, увлекая, волнуя, а главное, убедительно воплощает основную идею оперы: побеждающую любовь, благородство сердца, беззаветное служение народу и Родине. Хочется верить, что жизнь «Садокат» только началась. Залогом этого стал горячий ее прием зрителем. Можно поздравить коллектив театра и автора оперного опуса с творческой удачей.
Инесса Гульзарова, музыковед.
|