Logo Биография Рустама Абдуллаева
Книги Рустама Абдуллаева
Концерт для фортепяьно с оркестром
Бахор келди сени суроклаб...
Хиросимо фарёди
Фортепиано учун асарлар туплами
Шодлик кушиги
Рустам Абдуллаевнинг вокал лирикаси
Узбекистон кошонам менинг
Узбекистон кошонам менинг
Фортепианные концерты Рустама Абдуллаева
С.Гафурова. Фортепианные произведения Рустама Абдуллаева. 157-170 ст.

Награды
Заслуженный деятель искусств Республики Узбекистан

Лауреат государственной премии

Профессор Государственной консерватории Узбекистана

Нагрудной знак "Академик"

ООН Юнеско Гражданин Земли

Аристократ Земли-XXI

Сертификат "Ассоциация Вьетнамских музыкантов"

Статьи о Рустама Абдуллаева
«Sevgi va sadoqat qo`shig`i».
Журнал "Guliston" 2016/1

Рустам Абдуллаев: «Каждый день открывает мне новые горизонты творчества».
Uzbekistan Today №2 11.2013г.

Новости
САДОКАТ» - это значит «ВЕРНОСТЬ»
НОВОСТИ УЗБЕКИСТАНА 30-01-2016, 15:03

Негасимый свет любви
№247/201524 декабря 2015

Первая премьера национальной оперы за 24 года
UzbekistanToday 22-12-2015

Кишнинг совугида бахор ифори
kultura.uz 22.12.2015 / 01:06:34

НАКАНУНЕ СОБЫТИЯ. ТВОРЧЕСКАЯ УДАЧА КОМПОЗИТОРА РУСТАМА АБДУЛЛАЕВА
kultura.uz 16.12.2015 / 00:51:08

В ГАБТе им.А.Навои 19 декбря 2015 года состоится премьера оперы Рустама Абдуллаева "Садокат" ("Верность"). К итогам пресс-конференции для журналистов
kultura.uz 17.12.2015 / 14:07:32

Узбекский композитор принял участие в Международном фестивале "Азия-Европа" во Вьетнаме
kultura.uz 26.11.2014г./16:55:29

Рустам Абдуллаев (1947) –деятель искусств Узбекистана, лауреат международных конкурсов, председатель Союза композиторов Узбекистана, профессор кафедры композиции и инструментовки Государственной консерватории Узбекистана – ведущий композитор Узбекистана, плодотворно работающий практически во всех жанрах музыкального творчества. Музыка Р.Абдуллаева характеризуется яркой самобытностью, неукротимой жизненной энергией, оптимистическим тонусом, ощущением полноты мировосприятия. Уроженец Хорезма, Р.Абдуллаев впитал в себя исконные традиции музыкального искусства этого древнего края, давшего миру немало славных имён, внесших неоценимый вклад в мировое искусство и науку.

Как своеобразные черты творческой индивидуальности Р.Абдуллаева следует отметить сочетание чёткого логического мышления с яркой эмоциональностью, артистическим темпераментом, тонко развитую интуицию, позволяющую безошибочно и точно выбирать художественные решения, поражающие оригинальностью звуковых красок. Глубокая национальная почвенность органично соединяется в музыке Р.Абдуллаева с совершенным владением техникой и приёмами современного музыкального письма.

Музыкально-сценические жанры. Музыкально-сценические жанры представлены в творчестве Р.Абдуллаева оригинальными, национально-самобытными сочинениями. Талантливый музыкально-сценический драматург, досконально знающий закономерности сцены, композитор создаёт необыкновенно яркие, зрелищные спектакли. Таков его балет «Поклонись солнцу», развивающий жизнеутверждающую линию произведений творчества композитора. Музыка произведения поражает экспрессивностью, богатым миром чувств, настроений, неудержимой энергией движения времени. Идейная концепция балета основывается на том, что несмотря на жизненные испытания, трагические обстоятельства, человек не теряет способности радоваться, сохраняет нравственную силу. В сочинении ярко проявились творческие ориентиры Р.Абдуллаева, направленные на решение существенных вопросов бытия, высокий этический тонус, стремление к воплощению символического образа вечной Матери, освещающей, подобно Солнцу путь человека.

Лирико-психологическая опера «Садокат» («Верность») – важная веха на творческом пути композитора. Она заключает в себе глубокую гуманистическую идею любви, верности и надежды. Образы народных поэтов Хамида Алимджана и Зульфии Исраиловой показаны в опере как символы поэзии, лирико-философского мировоззрения, жизнеутверждающей силы любви. Это глубоко волнующее зрителя произведение наполнено прекрасной лирической музыкой, идущей от сердца к сердцу. Поэтичная драматургия оперы, связь поэзии и музыки выступают здесь в неотделимом единстве, взаимодействии оказывают сильное впечатление на зрителя, рождают широкий круг образных ассоциаций, параллелей, мыслей и чувств. Весьма успешным в опере являются находки в области речитатива, обновления оперных средств, которые композитор подчинил раскрытию образного содержания. Р.Абдуллаев мастерски использовал драматургическую функцию хора, трактуя его как коллективный образ народа. Хоровые партии характеризуются ярким национальным своеобразием, особенно в жанровых сценах, как, например, мужской хор в сцене состязания поэтов.

Разнообразно используется в опере оркестр с добавлением узбекских народных инструментов дойры и нагоры. В оркестровой партии происходит развитие основных лейтмотивов оперы – темы любви и темы разлуки. Они звучат во вступлениях, включаются в сопровождение к вокальным номерам, дополняют пение выразительными симфоническими обобщениями, как бы резюмируют итоги, способствуют завершенности сцен. Опера «Хива» (1987) по жанру является историко-героической, эпической народной драмой. В ней повествуется о жизни древнейшего города, центра уникальной хорезмской культурной цивилизации на рубеже XIX-XX веков. Вступая в новый век древний город–заповедник, город-музей обновляется благодаря инициативе деятелей культуры, музыкантов, поэтов и исполнителей на национальных инструментах.

Главный герой – народ, действенная, могучая сила. Выделен образ поэт Аваза Утара, трактованного композитором как связующее звено между традициями и новым искусством Хива в идейной концепции произведения показана как один из древних городов Востока, находящийся в постоянном движении жизни, в динамике, непрерывном обновлении и вечной канонической стабильности, сохранившей на протяжении столетий свою культурную самоценность. Тем самым опера очень созвучна нашему времени, ознаменованная рождением национальных ценностей и обновлением. Опера отличается ярким национальным колоритом, богатым музыкальным содержанием. Р.Абдуллаев обращается к хорезмской классической музыке, использует такие источники как “Савти Сувора”, “Норим-норим”, которые органично сливаются с импровизационным мелодизмом мышления композитора. Очень интересны двойной хор, символизирующий величие древнего города. Вокализ является символом времени, вополощением образа матери, подчеркивающий элегический колорит эстетического переживания. Он выполняет разнообразные драматургические функции: образ времени, образ сказителя, образ наблюдателя. Композитор раскрывает древний город Хиву как квинтэссенцию национальности и как феномен общечеловеческого. В этом заключается актуальность оперы, её высокая духовная сила.

Моноопера “Кимларга хор, кимга зор” (2004) – новое слово в оперном творчестве Р.Абдуллаева. в жанровом отношении она близка лирико-психологической драме. В основе произведения лежит женская судьба, образ матери, переживающей за судьбу детей, образ хранительницы домашнего очага. Героиня оперы Гульчехра – личность сильная и волевая, преодолевающая страдания, испытания судьбы, которые выпали на её долю. Важное драматургическое значение в опере имеет речитатив, в области которого Р.Абдуллаев проявил себя как непревзойденный мастер. Речитатив в опере отличается гибкостью, естественностью интонационной структуры. Он характеризуется бережным отношением к человеческому голосу.

Музыка оперы тесно связан с традициями национальной культуры, в частности с узбеким народным циклическим жанром достоном, современного вокального мелоса, преломленный через историческую среду. Композитор создавал вокальную партию в расчете на исполнительское мастерство Народной артистки Узбекистана и Каракалпакстана Муяссар Раззаковой, с которой успешно сотрудничает на протяжении многих лет. Важную роль в характеристике Гульчехры имеют ударные и струнные инструменты, своим ритмом и тембром усиливающие психологический подтекст, раскрывающие болле полно и глубоко образ героини. В опере получили отражение характерные тенденции современной камерной оперы малой формы.

Симфоническое творчество. Плодотворно работает композитор в области симфонической музыки, обновляя такие жанры, как симфония, симфоническая поэма, инструментальный концерт. В своих симфонических поэмах, привлекая возможности вокального искусства, поэтической декламации, Р.Абдуллаев затрагивает высокие этические и духовные проблемы, связанные с осмыслением жизненных явлений, места человека в мире. Таковы его вокально-симфонические поэмы «Памяти Т.Шевченко», «Памяти А.Навои», эпически возвышенные полотна, глубоко волнующие слушателя.

Полифоническая симфония для струнного оркестра (1975) – новое слово в узбекской музыке. Идея этого четырехчастного цикла заключается в стремлении композитора отразить полифонию окружающей жизни, её контрасты и многообразие сюжетных линий. В концепции сочинения ощущается влияние симфонизма Д.Шостаковича, его полифонического стиля. В первой части цикла Andante Р.Абдуллаев излагает пятиголосную фугу, плавно и мелодично развивает музыкальный материал как полноводное течение жизни и размышление о предназначении человека на земле. Выразительными средствами медитативного симфонизма композитор раскрывает глубину мироощущения, неугасающую сущность идеи. Очень оригинальна третья часть симфонии, в которой композитор использует напев дервиша–каландара, как воплощение лирической поэтической души с её сметением, эмоциональным порывом чувств, настроений, переживаний. Психологический тонус музыки позволяет говорить и здесь о воздействии традиции симфонизма Д.Шостаковича.

Новым словом в узбекской симфонической музыке стало сочинение “Му?аббат ?ўши?и” («Песня любви») для большого симфонического оркестра (2009). В этом лирико-повествовательном произведении, завершающимся апофеозом человеческой любви, композитор выразил свое мироощущение, миропонимание, погрузился в воспоминания, связанные с годами молодости. Важное семантическое значение приобретают узбекские национальные мелодии и ритмы, органично впечатляющиеся в лирическое повествование. Перед слушателем проходят яркие картины народной жизни - мелодия Ёр-Ёр, Танец Бартул, развивающиеся в русле многогранной панорамы жизненных впечатлений. «Му?аббат ?ўши?и» характеризуется самобытным колоритным оркестровым стилем.

Камерно-инструментальное творчество. Исключительно ярко и самобытно проявляет себя Р.Абдуллаев в области камерно-инструментальных жанров. Эта сфера творчества является для композитора во многом экспериментальной, здесь он смело использует инновационные технологии, неустанно ищет необычные звуковые краски, сочетания, формы. Жанры камерно-инструментальной музыки, инструментальные составы, к которым обращается Р.Абдуллаев, весьма разнообразны. При этом явно ощутим приоритет фортепиано. Тяготение композитора к этому инструменту не случайно. Превосходный пианист Р.Абдуллаев досконально знает специфику, выразительные возможности фортепиано, к которому постоянно обращается и создаёт для этого инструмента изумительные сочинения, с огромным успехом исполняющиеся во многих странах мира – в Германии, Франции, Англии, Швеции, Голландии, Египте, Турции, Таиланде, США, России, Грузии, Казахстане, Таджикистане. Черты творческой индивидуальности Р.Абдуллаева ярко и многогранно раскрылись в таких фортепианных сочинениях, как цикл из пяти пьес Прелюдия и токката (1972), Эпитафия (1998), «Фрески Навруза», Рапсодия №1, (1998), концертная пьеса «Зумлох» для фортепиано и ударных инструментов (2006), «Сказки», Рапсодия №2, Юмореска (2008), цикл “48 фуг” (2010). В этих сочинениях Р.Абдуллаев широко использует приемы современного композиторского письма, такие, как алеаторика, сонорика, колористика, органично соединяя их с национальной почвенностью. Тяготение композитора к програмности способствует созданию разнообразных ассоциаций, множественных исполнительских интерпретаций. Фактура фортепианных пьес интересна новизной выразительных средств, оригинальностью передачи тембров узбекских национальных инструментов.

Чуткий педагог, наставник творческой молодежи Р.Абдуллаев пишет много фортепианной музыки для подрастающего поколения. «Детский альбом», «Пять детских миниатюр», Соната, Вариации предоставляют юным пианистам замечательный материал, развивающий их фантазию, логическое и образное мышление, чувство ритма, формы, национального стиля.

Очень оригинальны фортепианные ансамбли Р.Абдуллаева, отличающиеся ярким национальным колоритом, совершенной техникой, мастерством современного ансамблевого письма. Фортепианная музыка Р.Абдуллаева привлекает своей неукротимой энергией, жизнеутверждающим оптимизмом, ощущением полноты мировосприятия, воспеванием красоты родного края, глубоким психологизмом, искренностью музыкального высказывания. Среди камерных ансамблевых сочинений Р.Абдуллаева выделяются Трио для скрипки, виолончели и фортепиано и пятичастный струнный квартет «Народные напевы» для двух скрипок, альта и виолончели, в каждой части которого сочинения композитор индивидуально использует узбекские народные интонации и ритмы, преломляя их через современное мироощущение. Это сочинение, предназначенное для струнного квартета «Классик», является одной из творческих удач композитора.

Фортепианные концерты. Ярчайшим достижением современного узбекского композиторского творчества являются пять фортепианных концертов (1972, 1989, 1993, 1994, 1998) Р.Абдуллаева. Они отражают эволюцию стиля композитора, его способность запечатлевать окружающий мир в изумительно красивых звуковых красках, в состязании солиста и оркестра. Каждый из пяти концертов – это незабываемый миг жизненных впечатлений, грань богатого духовного мира композитора. Образный мир концертов необычайно широк. Это и цветение Навруза (Второй концерт) и экзотические образы Таиланда (Третий концерт), и поэтика корейской жизни (Четвертый концерт), и Хорезмский народный праздник (Пятый концерт). К концертным очинениям Р.Абдуллаева относится и темпераментная пьеса «Раталла» для фортепиано с оркестром как колористическая зарисовка узбекской жизни, подчеркнутая динамичными уфарными ритмами – усулями.

Скрипичный концерт Р.Абдуллаева (2011) – новый виток творческой эволюции мастера. В этом двухчастном цикле композитор раскрылся как проникновенный лирик, романтик, мудрый философ. В первой части – эпическом монологе герой концерта предстаёт перед слушателем как мечтатель, размышляющий о человеческой судьбе, её необыкновенных поворотах и превратностях. Во второй части – рондо-сонате композитор вовлекает слушателя в неудержимый поток жизни, в круговорот событий, в череде которых он оказывается волею судьбы.

Вокальная лирика. Важное место в творчестве Р.Абдуллаева занимает вокальная музыка, тяготение к которой не случайно. Композитор любит и ценит поэзию, сочиняет стихи, переводит понравившиеся ему поэтические произведения зарубежных авторов на узбекский язык. Он глубоко и досконально знает творчество Тараса Шевченко, декламирует его стихи, использует их в своем творчестве. Круг поэтов, к которым обращается Р.Абдуллаев, необычайно широк: Огахи, Усмон Насыр, Хамид Алимджан, Зульфия Исраилова, Тураб Тула, Абдулла Арипов, Омон Матчон, Эркин Вахидов, Жуманиез Жаббаров, Мирпулат Мирзо, Икбол Мирзо, Сирожиддин Саййид, Махмуд Таир. В своем вокальном творчестве Р.Абдуллаев концентрирует внимание на наиболее значительных жизненных проблемах. Время и вечность, справедливость и несправедливость, правда и ложь, человек и окружающий его мир, человек и природа, человек и космос - круг тем, получивший конкретное и яркое художественное воплощение в его музыке.

Первый вокальный цикл «Бахор» («Весна»), написанный на стихи Зульфии и Леси Украинки, открыл перспективное направление в узбекской камерной вокальной лирике, связанное с обновлением музыкального языка и формы. Показательным образцом стиля композитора является второй вокальный цикл «Хиросима фарёди» («Плач Хиросимы»), созданный в 1973 году на тексты японских поэтов Кисиро Таника, Томика Хара, Такако Асида, Конти Осэки. Это глубоко волнующее сочинение появилось как отклик на грядущие атомные взрывы 1945 года, повлекшие за собой трагические последствия, многочисленные жертвы в японских городах Хиросиме и Нагасаки. Созданное около 40 лет тому назад произведение, тогда еще молодого композитора не утратило своей актуальности и сегодня после атомной катастрофы на Фукусиме и стало еще более востребованным в аспекте экологических проблем современности. Эта идея получила развитие в другом сочинении композитора – вокально-хоровой композиции «Фарёд», возникшей под впечатлением Бесланской трагедии и ставшей гневным манифестом в борьбе против террора. Третий вокальный цикл «Хижрон» («Разлука») на слова Зульфии раскрыл новые грани дарования композитора. Глубокое лирико-психологическое содержание произведения потребовало симфонизации цикла, приближения его к оперной сцене. Это сочинение было высоко оценено мировой общественностью и отмечено премией на конкурсе молодых композиторов в Москве.

Вокальные циклы Р.Абдуллаева, которых на сегодня у композитора пять, отличаются глубоким образным содержанием, точным соответствием поэтического воплощения, ярким вокальным мелодизмом, разработанностью фактуры инструментального сопровождения. Особенно значительны в этом отношении романсы на слова народного поэта Узбекистана Абдуллы Арипова, привлекающие необычайно глубокой метафоричностью, образной семантикой, страстным патриотическим пафосом, любовью к родине. Такие сочинения, как «Юлдуз» («Звезда»), «Англа» («Познай»), «Дилдор» («Одухотворенность»), «Дунё» («Вселенная»), «Ватан» («Родина»), «Хал?» («Народ») привлекают своей глубокой содержательностью, удивительной поэтичностью и вдохновенностью, волнуя слушателей.

Вокальные сочинения Р.Абдуллаева разнообразны и сложны по форме, музыкальному содержанию, стилевым особенностям, примечательны поисками новых форм интонирования. Особенно интересны романс «Со?инч» («Тоска») на слова Омона Матчана, циклы «Крик души», Семь романсов на стихи Хафиза Шерози и Шесть романсов на слова Абу Абдуллох Рудаки, раскрывающие богатейший мир тончайших эмоций, психологических нюансов. Классическая поэзия Востока словно ожила по-новому в музыкальной интерпретации композитора, уловившего в ней современные и созвучные нашему времени идеи, мысли и чувства. Вдохновившись поэзией Хафиза и Рудаки, Р.Абдуллаев нашёл впечатляющие выразительные средства, психологически чутко раскрыл эмоциональную сферу художественных образов, философский мир чувств и размышлений, заложенных в поэтических поэтических текстах. Вокально-речевые находки в романсах чрезвычайно интересны и плодотворны, обогащают современную вокальную лексику, сохраняя при этом неповторимое национальное своеобразие.

На сегодняшний день у композитора имеется ряд вокально-хоровых сочинений, каждое из которых представляет огромный интерес. Поэзия Уйгуна нашла оригинальное воплощение в пятичастном цикле хоров а caрpella, поражающих щедростью вокальных красок, темброво - колористическими сочетаниями, выражением глубочайших лирических чувств композитора-поэта, романтика - философа.

Песенное творчество. Большое внимание уделяет Р.Абдуллаев жанру песни, в том числе, детской. Песни Р.Абдуллаева охватывают широкий круг образов – патриотических, героических, воплощающих красоту родного края, лирических, в духе узбекских народных песен. Мастер музыкальной формы, Р.Абдуллаев очень своеобразно трактует композиционные решения своих песен, сочетая доступность с высокой художественностью. Особенно оригинальны творческие решения песен, направленные на выявление выразительных возможностей различных типов голосов. Адресуя свои песни таким разнообразным голосам как сопрано, меццо-сопрано, баритон, бас, композитор умеет найти темброво-колоритические и тесситурные ракурсы воплощения, впечатляющий круг лирико-поэтических образов. Таковы песни на стихи Т.Тулы, Н.Нарзуллаева, М.Мирзо, П.Мумина. Они входят в концертный репертуар ведущих солистов, в учебные программы вокалистов.

Главная | Биография | Фотоальбом | Произведения | Публикации | О концертах | Литературы
© 2011 С.Ж.Жуманиёзов