Logo Статьи о Рустама Абдуллаева
Книги Рустама Абдуллаева
Концерт для фортепяьно с оркестром
Бахор келди сени суроклаб...
Хиросимо фарёди
Фортепиано учун асарлар туплами
Шодлик кушиги
Рустам Абдуллаевнинг вокал лирикаси
Узбекистон кошонам менинг
Узбекистон кошонам менинг
Фортепианные концерты Рустама Абдуллаева
С.Гафурова. Фортепианные произведения Рустама Абдуллаева. 157-170 ст.

Награды
Заслуженный деятель искусств Республики Узбекистан

Лауреат государственной премии

Профессор Государственной консерватории Узбекистана

Нагрудной знак "Академик"

ООН Юнеско Гражданин Земли

Аристократ Земли-XXI

Сертификат "Ассоциация Вьетнамских музыкантов"

Статьи о Рустама Абдуллаева
«Sevgi va sadoqat qo`shig`i».
Журнал "Guliston" 2016/1

Рустам Абдуллаев: «Каждый день открывает мне новые горизонты творчества».
Uzbekistan Today №2 11.2013г.

Новости
САДОКАТ» - это значит «ВЕРНОСТЬ»
НОВОСТИ УЗБЕКИСТАНА 30-01-2016, 15:03

Негасимый свет любви
№247/201524 декабря 2015

Первая премьера национальной оперы за 24 года
UzbekistanToday 22-12-2015

Кишнинг совугида бахор ифори
kultura.uz 22.12.2015 / 01:06:34

НАКАНУНЕ СОБЫТИЯ. ТВОРЧЕСКАЯ УДАЧА КОМПОЗИТОРА РУСТАМА АБДУЛЛАЕВА
kultura.uz 16.12.2015 / 00:51:08

В ГАБТе им.А.Навои 19 декбря 2015 года состоится премьера оперы Рустама Абдуллаева "Садокат" ("Верность"). К итогам пресс-конференции для журналистов
kultura.uz 17.12.2015 / 14:07:32

Узбекский композитор принял участие в Международном фестивале "Азия-Европа" во Вьетнаме
kultura.uz 26.11.2014г./16:55:29

http://kultura.uz 16.12.2015 / 00:51:08
НАКАНУНЕ СОБЫТИЯ. ТВОРЧЕСКАЯ УДАЧА КОМПОЗИТОРА РУСТАМА АБДУЛЛАЕВА

Не прошло и месяца со дня торжественных концертов в честь открытия 86-го театрального сезона ГАБТа имени А.Навои, состоявшихся после его реконструкции на родной сцене, как оперная труппа прославленного коллектива завершила работу над оперой «Садокат» («Верность» - в переводе на русский язык) известного ташкентского композитора, заслуженного деятеля искусств Узбекистана Р.Абдуллаева. Премьера оперы «Садокат» планируется на 19 декабря 2015 года. Уверена, замечательная музыка, яркая постановка, прекрасное пение, молодость и красота, царившие на сцене в день генеральной репетиции, найдут живой отклик в сердцах слушателей. Однако не буду забегать вперед.

Итак, в центре премьерного опуса история большой любви и преданности двух великих поэтов – Зульфии и Хамида Алимджана, чье безграничное светлое чувство и преданность друг к другу глубоко запали в душу не только автора, но и режиссёра-постановщика народного артиста Узбекистана и Азербайджана Ф.Сафарова. Либретто оперы написано поэтом А.Матчаном. Однако оно требовало определенной корректуры, поэтому неравнодушный Сафаров энергично внедрился в творческий процесс «Садокат», проделав, несомненно, большую и кропотливую работу над ее текстом, таким образом, тонко передав дух трагической судьбы главных героев. Напомню, что этот опус был написан Р.Абдуллаевым в далеком 1981 году. Это была его первая проба пера в оперном жанре. С тех прошло свыше тридцати лет. И за этот солидный срок композитор многое изменил в своем детище, создав, по сути, новый оперный спектакль, музыка которого чутко выражает душевные состояния персонажей, однако, никогда не впадая в излишний психологизм; несмотря на трагическую судьбу главных героев, она остается светлой и позитивной. Значительное место в «Садокат» занимают жанровые сцены, изображение народных обычаев, любовно воспроизведенных автором оперы. И в этом проявилась ее национальная характерность. Обаятельный мелодизм оперы наполнен дыханием узбекской народной музыки. Он проявляется как в цитировании подлинных народных мелодий, так и в глубоком проникновении в их национальный дух. Внимательный слушатель найдет в ней не только прекрасные мелодии. Он почувствует красоту, и оригинальность весеннего праздника Навруз, и аромат узбекского сада, куда прибегает, охваченная глубоким чувством к Хамиду, взволнованная Зульфия, и неожиданно возникшую мушоиру (состязание поэтов), радующей всех присутствующих в доме, соединивших свои судьбы, супругов, и суровому реквиему (4-я картина). С глубокими, драматичными характеристиками героев, с эмоциональным воплощением их чувств и переживаний сочетаются сочные, яркие картины народной жизни. Потому так ярко национальны и сцена праздника, и трагический монолог Зульфии, в котором слышны отголоски похоронных песен-плачей. Спектакль радует высокой театральной и музыкальной культурой. Его постановщик Ф.Сафаров хорошо почувствовал эмоциональный строй оперы Р.Абдуллаева. Оттого так благородны и сдержанны образы главных героев, оттого при всей подвижности и красочности массовых сцен, богатых режиссерской выдумкой, в них постоянно ощущается графически четкая композиция.

Просты и поэтически одухотворены, как сама музыка оперы, так и декорации главного художника, заслуженного работника культуры Узбекистана З.Батырова. Хорошо продуманы и выполнены Л.Палвановой костюмы спектакля.

Коллектив театра, готовя постановку, проделал огромную и тщательную работу. Она заметна, прежде всего, в отчетливом исполнении вокальных партий, подчас прихотливых интонационно и ладово, гибко откликающихся на малейшие чувства героев. В этом отношении солисты театра, его главный дирижер, заслуженный деятель Узбекистана Ф.Якубджанов и концертмейстеры Н.Давлятова и Н.Алимова добились немалых успехов. Вокальный уровень всего спектакля заслуживает хорошей оценки. Отмечу здесь выразительное исполнение партии народного сказителя бахши (Н.Мухамедов) и четырех учениц Зульфии (лауреаты Международного конкурса Л.Абиева и А.Мухамедова, а также Ш.Ибрагимова и Г.Нурметова).

Вдохновенно и достаточно чисто в интонационном отношении работает хор (главный хормейстер народный артист Узбекистана С.Шадманов, хормейстер Н.Куприянова). С увлечением поет он в сцене праздника Навруз, мягко, с большой задушевностью звучит во второй картине и глубоко волнует драматизмом большой трагической сцены в 4-й картине.

Замечательно поставлены в опере хореографические номера народным артистом Узбекистана К.Муминовым: колоритный танец «Маскарабозов» и стремительный зажигательный финальный танцевальный номер.

Глубоко проникся красотой прозрачной, колоритной партитуры «Садокат» дирижер Ф.Якубджанов, уверенно ведущий спектакль. Оркестр под его управлением успешно справляется с трудностями оперной партитуры.

Р.Абдуллаев свободно владеет искусством музыкальной характеристики, и созданные им образы-портреты действующих лиц отличаются большой выразительностью. Очень хороша Зульфия в исполнении лауреата Государственной премии Нихол и международного конкурса Б.Исматуллаевой. Это один из центральных образов оперы. Сценическое поведение молодой артистки продуманно. С самого первого появления на сцене она – спокойна, но вместе с тем сердечна и нежна. Уверенно владея своим прекрасным и звучным сопрано, она поет гибко и мягко, выразительно и точно. Выразителен и созданный ею сценический образ известной узбекской поэтессы, который запомнится слушателям надолго. Трогательно передает певица сложную гамму настроений своей героини – трепетное волнение на первой встрече с Хамидом на праздновании Навруза, мечты о счастье с возлюбленным в сцене в саду, оцепенение и отчаяние после сообщения о начале войны. А далее мучительное горе после известия о гибели любимого мужа и, наконец, радостная надежда на светлое будущее в финале.

Уверенно поет молодой артист лауреат Международного конкурса Д.Рахмонов партию Хамида Алимджана, верно раскрывая ее эмоционально-лирическое содержание. Созданный им образ молодого поэта, отличается душевным благородством, юношеской порывистостью. Рисунок его роли предельно прост и лаконичен, в нем нет ничего лишнего, рассчитанного на эффект. Но из внешнего спокойствия артиста, из медлительности его жестов, из скупости его мимики вырастает естественность и жизненная правдивость образа. Певец, обладая мягким по тембру тенором, проникновенно исполняет свою партию.

Отмечу еще двух певцов, готовящихся исполнить заглавные партии оперы – лауреаты Международных конкурсов М.Норматова и Р.Алимарданов, которые нашли свои сценически отточенные рисунки Зульфии и Хамида. Созданный Норматовой образ органично сливается с музыкой Абдуллаева. Ее Зульфия привлекает искренностью и сердечностью исполнения. Запоминающийся образ Хамида получился и у Р.Алимарданова, правдиво передающего различные эмоциональные состояния своего героя. Выразительно играют и уверенно владеют вокальным мастерством солисты театра, лауреаты международных конкурсов Р.Мирзакамалов, создавший образ поэта и публициста Г.Гуляма и Д.Идрисов, выступивший в роли писателя Айбека. С первого появления на сцене они становятся немаловажным центром действия.

Опера «Садокат» - одно из наиболее романтичных и лирически взволнованных произведений Р.Абдуллаева. Правдивость и глубокая человечность, с какой артисты ташкентского театра раскрывают образы героев оперы, глубокое проникновение режиссера-постановщика в идейное содержание оперы свидетельствуют об очередном творческом успехе коллектива. Это серьезная и содержательная работа. Она смотрится с интересом, увлекая, волнуя, а главное, убедительно воплощает основную идею оперы: побеждающую любовь, благородство сердца, беззаветное служение народу и Родине. Безусловно, премьерный спектакль расскажет слушателям о замечательной опере «Садокат», в которую исполнители и режиссер-постановщик вложили всю свою душу, талант, эмоции, чувства и переживания. Можно поздравить коллектив театра и автора оперного опуса с творческой удачей.


Инесса Гульзарова, музыковед.
Главная | Биография | Фотоальбом | Произведения | Публикации | О концертах | Литературы
© 2011 С.Ж.Жуманиёзов