http://kultura.uz 16.12.2015 / 00:51:08
НАКАНУНЕ СОБЫТИЯ. ТВОРЧЕСКАЯ УДАЧА КОМПОЗИТОРА РУСТАМА АБДУЛЛАЕВА
Не прошло и месяца со дня торжественных концертов в честь открытия 86-го театрального сезона ГАБТа имени А.Навои, состоявшихся после его реконструкции на родной сцене, как оперная труппа прославленного коллектива завершила работу над оперой «Садокат» («Верность» - в переводе на русский язык) известного ташкентского композитора, заслуженного деятеля искусств Узбекистана Р.Абдуллаева. Премьера оперы «Садокат» планируется на 19 декабря 2015 года. Уверена, замечательная музыка, яркая постановка, прекрасное пение, молодость и красота, царившие на сцене в день генеральной репетиции, найдут живой отклик в сердцах слушателей. Однако не буду забегать вперед.
Итак, в центре премьерного опуса история большой любви и преданности двух великих поэтов – Зульфии и Хамида Алимджана, чье безграничное светлое чувство и преданность друг к другу глубоко запали в душу не только автора, но и режиссёра-постановщика народного артиста Узбекистана и Азербайджана Ф.Сафарова. Либретто оперы написано поэтом А.Матчаном. Однако оно требовало определенной корректуры, поэтому неравнодушный Сафаров энергично внедрился в творческий процесс «Садокат», проделав, несомненно, большую и кропотливую работу над ее текстом, таким образом, тонко передав дух трагической судьбы главных героев.
Напомню, что этот опус был написан Р.Абдуллаевым в далеком 1981 году. Это была его первая проба пера в оперном жанре. С тех прошло свыше тридцати лет. И за этот солидный срок композитор многое изменил в своем детище, создав, по сути, новый оперный спектакль, музыка которого чутко выражает душевные состояния персонажей, однако, никогда не впадая в излишний психологизм; несмотря на трагическую судьбу главных героев, она остается светлой и позитивной.
Значительное место в «Садокат» занимают жанровые сцены, изображение народных обычаев, любовно воспроизведенных автором оперы. И в этом проявилась ее национальная характерность. Обаятельный мелодизм оперы наполнен дыханием узбекской народной музыки. Он проявляется как в цитировании подлинных народных мелодий, так и в глубоком проникновении в их национальный дух. Внимательный слушатель найдет в ней не только прекрасные мелодии. Он почувствует красоту, и оригинальность весеннего праздника Навруз, и аромат узбекского сада, куда прибегает, охваченная глубоким чувством к Хамиду, взволнованная Зульфия, и неожиданно возникшую мушоиру (состязание поэтов), радующей всех присутствующих в доме, соединивших свои судьбы, супругов, и суровому реквиему (4-я картина). С глубокими, драматичными характеристиками героев, с эмоциональным воплощением их чувств и переживаний сочетаются сочные, яркие картины народной жизни. Потому так ярко национальны и сцена праздника, и трагический монолог Зульфии, в котором слышны отголоски похоронных песен-плачей.
Спектакль радует высокой театральной и музыкальной культурой. Его постановщик Ф.Сафаров хорошо почувствовал эмоциональный строй оперы Р.Абдуллаева. Оттого так благородны и сдержанны образы главных героев, оттого при всей подвижности и красочности массовых сцен, богатых режиссерской выдумкой, в них постоянно ощущается графически четкая композиция.
Просты и поэтически одухотворены, как сама музыка оперы, так и декорации главного художника, заслуженного работника культуры Узбекистана З.Батырова. Хорошо продуманы и выполнены Л.Палвановой костюмы спектакля.
Коллектив театра, готовя постановку, проделал огромную и тщательную работу. Она заметна, прежде всего, в отчетливом исполнении вокальных партий, подчас прихотливых интонационно и ладово, гибко откликающихся на малейшие чувства героев. В этом отношении солисты театра, его главный дирижер, заслуженный деятель Узбекистана Ф.Якубджанов и концертмейстеры Н.Давлятова и Н.Алимова добились немалых успехов. Вокальный уровень всего спектакля заслуживает хорошей оценки. Отмечу здесь выразительное исполнение партии народного сказителя бахши (Н.Мухамедов) и четырех учениц Зульфии (лауреаты Международного конкурса Л.Абиева и А.Мухамедова, а также Ш.Ибрагимова и Г.Нурметова).
Вдохновенно и достаточно чисто в интонационном отношении работает хор (главный хормейстер народный артист Узбекистана С.Шадманов, хормейстер Н.Куприянова). С увлечением поет он в сцене праздника Навруз, мягко, с большой задушевностью звучит во второй картине и глубоко волнует драматизмом большой трагической сцены в 4-й картине.
Замечательно поставлены в опере хореографические номера народным артистом Узбекистана К.Муминовым: колоритный танец «Маскарабозов» и стремительный зажигательный финальный танцевальный номер.
Глубоко проникся красотой прозрачной, колоритной партитуры «Садокат» дирижер Ф.Якубджанов, уверенно ведущий спектакль. Оркестр под его управлением успешно справляется с трудностями оперной партитуры.
Р.Абдуллаев свободно владеет искусством музыкальной характеристики, и созданные им образы-портреты действующих лиц отличаются большой выразительностью. Очень хороша Зульфия в исполнении лауреата Государственной премии Нихол и международного конкурса Б.Исматуллаевой. Это один из центральных образов оперы. Сценическое поведение молодой артистки продуманно. С самого первого появления на сцене она – спокойна, но вместе с тем сердечна и нежна. Уверенно владея своим прекрасным и звучным сопрано, она поет гибко и мягко, выразительно и точно. Выразителен и созданный ею сценический образ известной узбекской поэтессы, который запомнится слушателям надолго. Трогательно передает певица сложную гамму настроений своей героини – трепетное волнение на первой встрече с Хамидом на праздновании Навруза, мечты о счастье с возлюбленным в сцене в саду, оцепенение и отчаяние после сообщения о начале войны. А далее мучительное горе после известия о гибели любимого мужа и, наконец, радостная надежда на светлое будущее в финале.
Уверенно поет молодой артист лауреат Международного конкурса Д.Рахмонов партию Хамида Алимджана, верно раскрывая ее эмоционально-лирическое содержание. Созданный им образ молодого поэта, отличается душевным благородством, юношеской порывистостью. Рисунок его роли предельно прост и лаконичен, в нем нет ничего лишнего, рассчитанного на эффект. Но из внешнего спокойствия артиста, из медлительности его жестов, из скупости его мимики вырастает естественность и жизненная правдивость образа. Певец, обладая мягким по тембру тенором, проникновенно исполняет свою партию.
Отмечу еще двух певцов, готовящихся исполнить заглавные партии оперы – лауреаты Международных конкурсов М.Норматова и Р.Алимарданов, которые нашли свои сценически отточенные рисунки Зульфии и Хамида. Созданный Норматовой образ органично сливается с музыкой Абдуллаева. Ее Зульфия привлекает искренностью и сердечностью исполнения. Запоминающийся образ Хамида получился и у Р.Алимарданова, правдиво передающего различные эмоциональные состояния своего героя.
Выразительно играют и уверенно владеют вокальным мастерством солисты театра, лауреаты международных конкурсов Р.Мирзакамалов, создавший образ поэта и публициста Г.Гуляма и Д.Идрисов, выступивший в роли писателя Айбека. С первого появления на сцене они становятся немаловажным центром действия.
Опера «Садокат» - одно из наиболее романтичных и лирически взволнованных произведений Р.Абдуллаева. Правдивость и глубокая человечность, с какой артисты ташкентского театра раскрывают образы героев оперы, глубокое проникновение режиссера-постановщика в идейное содержание оперы свидетельствуют об очередном творческом успехе коллектива. Это серьезная и содержательная работа. Она смотрится с интересом, увлекая, волнуя, а главное, убедительно воплощает основную идею оперы: побеждающую любовь, благородство сердца, беззаветное служение народу и Родине. Безусловно, премьерный спектакль расскажет слушателям о замечательной опере «Садокат», в которую исполнители и режиссер-постановщик вложили всю свою душу, талант, эмоции, чувства и переживания. Можно поздравить коллектив театра и автора оперного опуса с творческой удачей.
Инесса Гульзарова, музыковед.
|